Текст к заданиям А17, А 18 и В1-В9
(1) Ночью машина вдруг остановилась вблизи океанского берега. (2) Из неё вышел юноша и по тёплому, ещё не успевшему остыть песку направился к океану. (3) Затем, разбежавшись, бросился в зеркальную воду и поплыл. (4) В этот миг он ощутил прилив беспричинного счастья.
(5) Вода была тёплой. (6) Солёный вкус возник на губах. (7) Струйки воды, которые стремительно стекали с волос, щекотали виски, набегали на глаза. (8) По особому хороши стали звёзды в небе, когда он смотрел на них. (9) Капли воды дрожали на ресницах, и в каждой капле ра(с/сс)творился звёздный свет. (10) И должно быть, оттого, что звёздный свет прошёл через бездны пространства и времени, в душе и юноши возникло какое-то щемящее чувство.
(11) Ёму показалось, что когда-то он уже плыл в ночной тёплой воде и мир был так же хорош. (12) И в эти секунды он ощутил братскую связь со всем живым, что существовало на земле и в глубинах моря, со всем живым, чьё лёгкое, доброе дыхание шло через пространство от звёзд и мягкой голубоватой прохладой касалось его ресниц.
(13) Юноша весело вскрикнул. (14) И через минуту он, охваченный внезапным ребячьим страхом, что какое-нибудь чудовище сейчас захочет с ним встретит(?)ся и схватить за ногу, быстро поплыл к берегу.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:
Правильные ответы указаны под номерами: 2, 3, 4.


Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
- нет: это не научный текст; нет терминологии и доказательности, цель не сообщение фактов, а создание художественного образа и настроения.
- да: художественный стиль — образность («зеркальная вода», «звёздный свет растворился»), лиризм, авторская оценка и эмоциональность.
- да: в 1–4 — повествование (последовательность действий: машина остановилась, вышел, направился, бросился, поплыл, ощутил).
- нет: в 5–9 — описание (состояния и картины: вода тёплая, струйки, звёзды, капли), а не рассуждение.
- нет: задача текста — передать переживание героя в ночном купании, а не рассказать об обитателях океанских глубин.
Ответ: : 23.
Определите, какие языковые средства связывают между собой 13-е и 14-е предложения текста. Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения).
1) одинаковый порядок слов;
2) лексический повтор;
3) синонимическая замена;
4) союз;
5) местоимение.
- Местоименная связь — в предложении 14 местоимение «он» (и форма «с ним») отсылает к слову «юноша» из предложения 13, то есть тема сохраняется замещением существительного местоимением.
- Союзная связь — начальный сочинительный союз «И» в 14-м предложении соединяет его с предыдущим, добавляя последующее событие: «Юноша вскрикнул — и через минуту он … поплыл к берегу».
Ответ: 45.


Найдите в предложениях 3−4 синоним к слову почувствовать. Запишите это слово (синоним) в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Ответ: ощутил.
Определите, как пишется слово, выделенное в 14-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
Этот глагол стоит в начальной форме, отвечает на вопрос «что сделать».
Ответ: встретиться.
Определите, как пишется слово, выделенное в 9-м предложении текста. Раскройте скобки и запишите это слово правильно (в той форме, в которой оно употреблено в тексте).
В слове раствор чередующийся корень твор и приставка рас, поэтому удвоения нет: растворился.
Ответ: растворился.
Найдите в 3-м предложении текста слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Чтобы звуков было меньше, чем букв, нужно найти слово, в котором буква Ь не обозначает звука, а лишь смягчает предыдущую согласную.
Ответ: разбежавшись.
Найдите в 10-м предложении текста существительное второго склонения, употреблённое в форме родительного падежа. Запишите его (существительное) в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Ответ: пространства.


Укажите характеристики, соответствующие слову, выделенному в 8-м предложении текста,
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр нe имеет значения).
1) начальная форма — хороший;
2) относительное;
3) качественное;
4) в форме именительного падежа;
5) выполняет функцию определения.
Указанное слово — это имя прилагательное, стоит в краткой форме, является сказуемым. Падеж у кратких форм не определяется.
Ответ: 13.
Найдите в 1-м предложении текста предлог и запишите его.
Ночью машина вдруг остановилась вблизи океанского берега. Слово «вблизи» является предлогом, с его помощью образовано с\чет остановилась вблизи берега. Оно было бы наречием, если бы не было слова «берега».
Ответ: вблизи.
Найдите в 7-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово.
Из словосочетания стремительно стекали выписываем слово стремительно. Это наречие, связь — примыкание.
Ответ: стремительно.
Наверх